Судебное примирение, переговоры и медиация как механизмы мирного урегулирования споров
С 25 октября 2019 г. участники судебного процесса могут пользоваться примирительными процедурами: переговорами и судебным примирением.
С 25 октября 2019 г. участники судебного процесса могут пользоваться примирительными процедурами: переговорами и судебным примирением.
Согласно ч.1 ст.153.1 ГПК РФ суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства.
Примирительные процедуры являются альтернативными способами урегулирования споров.
Примирительная процедура может быть проведена по ходатайству сторон или по предложению суда.
Споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения. Возможно использование и других, не противоречащих закону примирительных процедур.
Переговоры, как вид примирительной процедуры, осуществляются в целях примирения и на условиях, определяемых сторонами.
Медиация применима к спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам из иных правоотношений, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства (ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Судебное примирение сторонами не оплачивается.
Процедура судебного примирения проводится с участием судебного примирителя. Им может быть судья в отставке. Список таких лиц утверждается и формируется Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Кандидатура для разрешения конкретного спора согласовывается сторонами и утверждается судом.
Примиритель не вправе совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.
Судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
Результатами судебного примирения могут быть, в частности:
1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.
Процедуры «судебное примирение» и «судебная медиация» нередко воспринимаются как две тождественные категории однако, несмотря на то что указанные механизмы урегулирования споров имеют много общего, в то же время они во многом отличаются. Общим между судебным примирением и медиацией является то, что это есть альтернатива традиционной судебной защите прав и законных интересов участников гражданского оборота. Судебное примирение и медиация могут применяться для урегулирования споров, которые уже находятся на рассмотрении в суде; при успешности их применения спор прекращается, и судебное разбирательство, по существу, становится невостребованным. Процедуры медиации и судебного примирения в гражданском судопроизводстве осуществляются, на основе принципа добровольности и с участием третьего независимого лица, не наделенного полномочиями принимать обязательное для сторон решение. Несмотря на то что судебный примиритель может предлагать свой вариант решения по спору, последний не носит обязательного характера, пока стороны не выразили своего согласия с ним. Во всяком случае окончательное решение по делу в результате применения как судебного примирения, так и посредничества принимается исключительно самими сторонами.
Кроме того, помимо добровольности, медиация и судебное примирение, как все примирительные процедуры, осуществляются на основе принципов конфиденциальности, нейтральности и беспристрастности третьего лица, сотрудничества и равноправия сторон. В их основе лежат переговоры. Как правило, решение принимается самими сторонами на согласованных условиях, с максимальным учетом интересов обеих сторон. Действия третьего лица направлены на содействие коммуникации между сторонами в целях урегулирования существующих между ними разногласий без вынесения судом обязательного решения.
Принципиальное отличие между судебным примирением и посредничеством заключается в степени участия, роли и функциях привлеченного для их проведения третьего лица. В отличие от примирения проведение процедуры медиации всегда предполагает обязательное участие третьего нейтрального лица-медиатора. Термин «медиация» (посредничество) подразумевает участие посредника между двумя конфликтующими лицами. В этом случае представляется немыслимым проведение процедуры медиации, в которой не участвовал бы медиатор. Процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (ч. 2 ст. 2 Закона о медиации).
Отличие процедур «медиации» и «судебного примирения» заключается в том, что судебный примиритель, как правило, играет более активную роль в примирении сторон, чем посредник. Роль последнего заключается лишь в организации встреч сторон, создании благоприятных условий для достижения сторонами взаимоприемлемого решения, без права принятия какого-либо решения.
В отличие от медиатора судебный примиритель не ограничивается лишь содействием коммуникации между сторонами, а обладает и дополнительными полномочиями (предлагать свой вариант решения по делу, проводить допрос лиц, осуществлять осмотр места происшествия, информировать стороны о своей оценке дела и имеющихся фактах, давать свои рекомендации или даже предлагать свой вариант решения по спору и т.п.).
В качестве отличительных черт судебного примирения и посредничества целесообразно также отметить то, что примирение фокусируется на фактах, тогда как медиация фокусируется на людях.
Помощник судьи Моисеева Т.Е.Последние новости
Нижегородских подростков признали террористами
Двух нижегородских подростков добавили в список террористов Двух нижегородцев 16 и 17 лет внесли в список террористов.
При благоустройстве балахнинского кладбища выявлено хищение бюджетных средств
18 марта 2025 года по факту хищения бюджетных денежных средств ОМВД России «Балахнинский» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
Депутат ЗСНО Упирвицкий - о продвижении хохломы: "Слабенький результат за 300 миллионов"
Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма 19 марта 2025 года рассмотрел вопрос реализации государственной программы "Развитие туризма,

Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку