«По-настоящему уважаемый человек». Рассказываем об одном из первых редакторов газеты «Дзержинец» Леониде Вологине

Когда-то давно имя Леонида Андреевича Вологина знал весь город Дзержинск.

Когда-то давно имя Леонида Андреевича Вологина знал весь город Дзержинск. Он был свидетелем бурных 30-х, грозных 40-х годов, тяжелых послевоенных и впечатляющих последующих лет. Л.А. Вологин не только созерцал происходящее, но и писал обо всем происходившем в городе. Сначала как рабкор, с 1933 года как корреспондент, а с 1943 и до 1964 года как редактор газеты «Дзержинец».

От рабкора до редактора

С 11 ноября 1930 года в Дзержинске стала выходить городская газета, и бетонщик Вологин стал ее рабкором. В январе 1933 года его зачисляют в штат литсотрудником. Писать газете приходилось обо всем. Когда в Дзержинске вырастали первые улицы и предприятия, стройка и производство были главными темами газеты. Не оставались в стороне и социальные проблемы.

В 1939 году Вологина призвали на войну с белофиннами. В одном из боев он был тяжело ранен, еще и контужен. После выздоровления в 1940 году вновь вернулся в «Дзержинец». Из-за ранения в Великой Отечественной войне он не участвовал. Но в 1941 году был назначен начальником штаба истребительного батальона НКВД. В 1943 году Вологин был утвержден ответственным редактором газеты.

Я тебя в порошок сотру!

«Дзержинец» в военные и послевоенные годы шел в ногу с центральной печатью. Серьезных, жизненных проблем пресса в те годы не поднимала. Но в 50-е годы на заводы, случалось, журналисты наваливались. В немилость из-за этого к заводскому начальству впадали, на жалобы в горком натыкались.

Однажды на городском совещании, где собрались в основном директора критикуемых газетой организаций, первый секретарь горкома Шевляков предложил Вологину высказаться о работе директоров. И он нарисовал картину с натуры. Рассказал все как есть. В прениях все отмалчивались. Тогда в командно-административном стиле заговорил сам «первый» о том, что редакция выискивает и выдумывает недостатки.

«Может ли редактор дальше руководить газетой?» – спросил он у присутствующих. Вологин вполне мог слететь с работы. Однако директора язык держали за зубами. А уже в 60-х, после критики работы Чернореченского химзавода, с трибуны совещания в горкоме партии один руководитель грозно гремел на Леонида Андреевича: «Я тебя в порошок сотру! Я тебя с землей смешаю!»

А «первый» только улыбался. Лишь замечание одного из присутствующих, что члены бюро горкома слышат его слова, остановили зарвавшегося руководителя.

Читатели газеты жаждали правды жизни

Позднее времена изменились. Истинная фактура в верхах нужна стала. Сотрудники газеты хвост поджимать перестали. Читатели газеты жаждали правды жизни. И находили ее в «Дзержинце».

В городском парке, например, было все, кроме общественного туалета. Народ заговорил об этом. В газете тут же появился фельетон, упрекавший руководство, что в этом общественном месте нет ни «мэ», ни «жэ».

Таких примеров было много. Нередко острые материалы выходили из-под пера самого Леонида Андреевича. Газета становилась более интересной. А потому даже после нелицеприятных бесед с «первым» Леонид Андреевич продолжал руководить журналистским коллективом.

На пике популярности

Популярность газеты с каждым годом росла, увеличивалось число подписчиков. Уже с утра «Дзержинец» исчезал из киосков. Издаваемого тиража стало не хватать. Народ начал писать жалобы в горком партии.

– В чем проблема? – спросил Вологина новый первый секретарь горкома партии.

– Главное – бумага. Отпуск ее лимитирован. Больше положенного не дают ни грамма.

– Это я решу. Печатай! – приказал Вологину энергичный Федор Клюквин.

Тираж подняли. Читатели радовались, а у Леонида Андреевича голова шла кругом от проблем с увеличением тиража. Обкомовский секретарь по пропаганде вызвал его на ковер и стал песочить за нарушение порядка.

– Если не уложишься в годовой лимит бумаги, партбилет положишь на стол! – пригрозил обкомовский начальник.

– Тысячи подписчиков останутся без газеты, – попытался спасти положение Вологин.

– Сами напортачили – сами с подписчиками и разбирайтесь, – одернул редактора секретарь обкома.

Отчитали и секретаря Дзержинского горкома. Пришлось ему идти на попятную: он велел Вологину снизить увеличенный тираж.

– Тогда всех возмущенных, оставшихся без газеты, буду направлять в горком, – заявил Леонид Андреевич.

Как ни гневался секретарь, пришлось ему улаживать вопрос сохранения тиража в обкоме. Кое-как все обошлось. Но отношения редактора с секретарем горкома ухудшились. Пошатнулось и здоровье Вологина. Более 30 лет он писал и редактировал материалы о строящемся городе, о его замечательных людях. Весьма ответственная работа, расшатывающая нервы и здоровье. В 1964 году настало время их поберечь.

Проводы на пенсию

Но его уход из газеты связывался с другой, неофициальной причиной. Первый секретарь горкома решил на место Вологина пристроить своего зятя – учителя рисования. Под предлогом отсутствия у Леонида Андреевича высшего образования его проводили на пенсию.

21 февраля 1964 года он подписал к печати свой последний номер «Дзержинца» и надолго исчез из поля зрения горожан. Даже на партийных посиделках не появлялся. Лишь в 1980 году его пригласили на юбилейные мероприятия, посвященные 50-летию города и газеты. Вместе с горкомовскими работниками Вологин красовался в президиуме. В его адрес звучало много добрых слов. А Леонид Андреевич, опустив голову, тихо улыбался. Вспоминал, наверное, о былых временах.

Новые времена

И через много лет после выхода на пенсию Леонид Андреевич продолжал жить газетой. Он был очень рад наступившим переменам, касающимся прессы. Чаще стал встречаться со своими коллегами.

– Вы поднимаете такие злободневные вопросы, – с доброй завистью говорил он журналистам, – о чем мы даже не мечтали.

Это была чистосердечная радость за газетчиков.

В конце 80-х годов на первый план в газете вышли политика и жизнь населения города. Экономика приходила в упадок, и виновной в этом все считали КПСС. Не мог отмолчаться и Вологин. Хотя и очень тактично, он рассказал в газете об отрицательных сторонах командно-административных принципов партийного руководства прессой. Леонид Андреевич собирался написать и о том, как жили люди, строящие город. Не смог. Здоровье, подорванное нервной работой, не позволило это сделать. Ведь каждая строчка воспоминаний вызывала огромные переживания. Они-то его и подкосили. 21 апреля 1991 года, прожив восемьдесят лет, Леонид Андреевич скончался.

Немного не успел он застать начало новой эпохи развития нашей страны. Возможно, для него это было и к лучшему. Ведь наступившая эра властвования «бабосов» во всем ничего хорошего поколению Вологина не принесла.

По-настоящему уважаемый человек

За свою многолетнюю и успешную работу Леонид Андреевич был награжден лишь медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Другими медалями газетчиков не принято было удостаивать. Звание «Почетный работник культуры», которое присваивалось и журналистам, было учреждено в 1964 году, когда Л.А. Вологин был уже пенсионером. Звания «Почетный гражданин Дзержинска» он тоже не удостоился. Зато всю жизнь был по-настоящему уважаемым человеком.

Вячеслав САФРОНОВ.

Последние новости

«На месте». Глава Богородска дал первые комментарии о взрыве

В Богородске решается вопрос о размещении жителей взорвавшегося дома Глава Богородского округа Алексей Коротков приехал к дому, в котором произошел взрыв газа.

Пожар после взрыва газа в Богородске локализован

Пожар в Богородске, где в квартире дома по улице Огарёва взорвался газ, локализован.

Уголовное дело возбуждено после взрыва газа в Богородске

Уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека, возбуждено в Богородске после взрыва газа в квартире дома по улице Огарёва.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Копейске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *